Как стать медиатором

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

Как стать медиатором

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована.

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора.

Что должен уметь делать медиатор?

Роль медиатора

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого “предложения медиатора” полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности.

Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников.

Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону.

Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество.

Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах).

Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д.

, находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон.

В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит “снизу” и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе.

Статьей 15 этого закона установлены общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе – достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр.

В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов1 .

Часто задают вопрос, а зачем такое деление? Например, человек обучился медиации, но не занимается этой деятельностью на постоянной основе, не имеет намерений строить карьеру в сфере медиации, не вступает в организацию медиаторов, то есть он занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе.

Или, ученик в школе в рамках проекта “школьная медиация” обучился медиации, и время от времени принимает участие в процедурах медиации, или учитель обучился “школьной медиации” и урегулирует споры в образовательном учреждении – все это деятельность медиатора на непрофессиональной основе2 .

В соответствии с законом, единственное ограничение, которое применяется, к так называемым непрофессиональным медиаторам – споры, которые разрешаются с помощью медиации после обращения сторон в суд, могут урегулироваться лишь с участием медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе.

В связи с этим, сторонам, обращающимся к процедуре медиации до суда, нужно тщательнее выбирать медиатора. Если медиатор не прошел соответствующую подготовку, он может вместо помощи создать дополнительные трудности сторонам. Поэтому, конечно для разрешения серьезных споров желательно прибегать к помощи профессиональных медиаторов. Более того, медиаторы, всерьез занимающиеся медиативной деятельностью, стараются вступать в сообщества, быть аффилированными с провайдерами медиативных услуг и/или организациями, объединяющими медиаторов, уделяют большое внимание повышению квалификации, своему профессиональному росту.

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: “Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами”.

В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно.

Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности.

Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом.

Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Например, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” встал вопрос о возможности судей в отставке заниматься медиативной практикой.

Действующее законодательство не позволяет действующим судьям и судьям в отставке быть медиаторами4 . Во многих странах судьи, вышедшие на заслуженный отдых, играют значительную роль в оказании медиативных услуг и развитии медиации.

Но занимаются они этой деятельностью на общих основаниях, то есть следуя всем требованиям, которые предъявляются медиаторам в целом и обязательно при условии прохождения обучения медиации.

Судьи в отставке, безусловно, имеют значительные предпосылки для занятия деятельностью в области урегулирования споров и консультирования сторон, особенно в части правовой оценки спора и возможного исхода судебного разбирательства.

Однако сложность состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и переориентироваться на сотрудничающий процесс. В процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации медиатором.

С другой стороны, если говорить об альтернативных способах урегулирования споров, потенциал судей и судей в отставке может быть использован в компетентном направлении сторон на медиацию и/или содействии их примирению. Кроме того, уже действующее законодательство предписывает судье содействовать примирению сторон. Для осуществления этих функций, а значит, выполнения возложенной миссии судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” ничего не говорит о медиации.

Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством “Национальная организация медиаторов” и утвержден 28 апреля 2012 года.

_____________________________________

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 “О программе подготовки медиаторов”, в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод “школьная медиация” разработан АНО “Центр медиации и права”.

3 Медиативный подход разработан АНО “Центр медиации и права”.

4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года “Обобщение вопросов и ответов”, вопрос 6.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/shamlikashvili/509288/

Профессия медиатор: кто это такой, что он делает и как им стать

Как стать медиатором

Процедура медиации существует с 2011 года, но далеко не каждый практикующий юрист сталкивался с ней или принимал участие в проведении. Рассмотрим, что такое медиация, как осуществляется и для чего нужна.

Кто такой медиатор

На законодательном уровне процедура медиации регулируется Федеральным законом РФ от 27.07.2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Медиация представляет собой отличную от судебной процедуру урегулирования конфликтов между сторонами. Медиация не является также и третейским судом. Решения принимается с участием медиатора по взаимному соглашению сторон.

Медиатор — независимое лицо, при участии которого стороны принимают решение. Медиатор определяется спорящими сторонами и является посредником, не представляющим ничьих интересов.

Задача медиатора — помочь гражданам найти верное и взаимовыгодное решение конфликта. Медиатор является своего рода судьёй, не обладающим судебной властью.

По факту медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Задачей медиатора является установление контактов между участками процесса и помощь в поиске взаимовыгодного решения

Требования к медиаторам

Медиаторы могут состоять в профессиональных организациях, осуществляющих деятельность в сфере медиации, либо действовать на непрофессиональной основе. Непрофессиональным медиатором могут быть лица:

  • достигшие возраста восемнадцати лет;
  • обладающие полной дееспособностью;
  • не имеющие судимости.

Профессиональный медиатор должен отвечать следующим требованиям:

  • достигнуть возраста двадцати пяти лет;
  • иметь высшее образование;
  • получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиаторы могут заниматься иной деятельностью, но не вправе занимать государственные и муниципальные должности. Медиаторы не вправе:

  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Профессиональный медиатор должен иметь высшее образование

Для осуществления функций медиатора человек должен обладать определёнными качествами:

  • способностью убеждать;
  • выдержанностью;
  • развитой речью;
  • способностью быстро понимать суть проблемы;
  • терпимостью к позиции других людей, даже если эта позиция простроена на неверном представлении о законности и справедливости.

Требований к базовой специальности медиатора законом не установлено. Существуют курсы подготовки медиаторов, которые не базируются на профессиональном юридическом образовании, но чаще медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Оплата труда медиаторов

Деятельность медиатора не является предпринимательской, но профессиональный медиатор работает на платной основе, причём уровень оплаты устанавливается высоким. Проведение одной процедуры оценивается на уровне гонорара адвоката в гражданском процессе. В зависимости от региона этот уровень различный.

В развитых областных центрах это сумма составляет от 30 000 рублей. Профессиональные медиаторы состоят в специализированных организациях либо на не совсем законных основаниях сотрудничают с юридическими компаниями, поэтому не вся уплачиваемая сторонами сумма идёт на вознаграждение.

По умолчанию оплата производится обеими сторонами в равных частях.

Законом предусмотрена возможность предоставления бесплатных медиаторских услуг на непрофессиональной основе, но фактически такие случаи редки, если не единичны.

Тратить время и прилагать усилия для урегулирования чужих проблем едва ли кто захочет из спортивного интереса.

К тому же для проведения качественной процедуры требуются профессиональные знания и навыки, определённые психофизиологические качества.

Суды должны способствовать развитию медиации

До настоящего времени институт медиации находится в нашей стране в зачаточном положении. Несмотря на то что закон предписывает судам оказывать содействие в развитии медиативных процедур вплоть до предоставления помещений медиаторам и участникам процесса, на практике всё это существует формально либо не существует вообще.

Если первое время после вступления закона о медиации в силу некоторые суды предпринимали попытки перевести участников судебного процесса к медиативной процедуре, предлагали перед началом слушания дела воспользоваться услугами медиаторов, разъясняли, что это такое, то сейчас этого уже не происходит, хотя введение института медиации одной из своих целью преследовало снижение нагрузки на суды.

В связи с малой востребованностью услуг, медиаторов в чистом виде, занимающихся исключительно этой деятельностью, пожалуй, не существует, либо они встречаются только в столице и крупнейших городах. Некоторые практикующие юристы проходят курсы медиаторов для повышения собственной квалификации и расширения круга оказываемых услуг, совмещая оба направления деятельности.

Достоинства и недостатки профессии

Основные недостатки профессии связаны с её ограниченной востребованностью. Случаи проведения полноценных медиативных процедур крайне редки.

Люди не понимают смысла медиации и не хотят заканчивать дела медиативным соглашением вместо полноценного судебного решения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Исходя из этого невозможно получать достаточный доход даже для обеспечения минимальных потребностей.

У медиатора туманные карьерные перспективы, расти медиатору некуда. Потолок — руководитель специализированной организации или СРО медиаторов, хотя значимость таких организаций невысока в обществе.

С другой стороны, близость профессии медиатора к деятельности судов и отправлению правосудия делает её привлекательной для работающих в сфере юриспруденции. Полученное дополнительное образование медиатора и приобретённые практические навыки являются хорошим подспорьем для юристов и адвокатов.

Нередко за юридической помощью обращаются клиенты, проблемы которых невозможно решить ни в судебном, ни в досудебном порядке. В таких случаях медиативное соглашение — единственный способ урегулировать спор в правовых рамках.

Медиаторы организовывают встречу сторон, налаживают контакт между оппонентами, ищут общие интересы участников и помогают прийти к взаимовыгодному решению.

Медиативные процедуры проводятся не только в гражданских, семейных или трудовых спорах. С помощью медиации регулируются в том числе споры в экономической сфере, между хозяйствующими субъектами. В этом направлении больше перспектив для развития медиации.

Соответственно, медиаторы, специализирующиеся на таких направлениях, имеют больше шансов для профессионального развития.

Разрешение спора через медиацию позволяет также избежать дополнительных расходов на пошлины, оплату экспертиз и других расходов, которые стороны понесли бы при разбирательстве в суде.

Работа медиатором помогает устанавливать новые связи, учит строить логические конструкции, развивает навыки убеждения. Опыт работы медиатором может оказаться полезным не только юристам, но и людям других профессий: психологам, преподавателям и пр.

Как стать медиатором

Как стать медиатором, зависит от того, на профессиональном или непрофессиональном уровне предполагается работать. Если для непрофессионального уровня особых требований не предъявляется, то профессиональный в обязательном порядке должен получить дополнительное образование.

Дополнительное образование медиатора можно получить на специализированных курсах при вузах

Непосредственно специальности «Медиации» не существует ни в вузах, ни в средних специальных учебных заведениях. Получить образование можно только на специальных курсах при учебных заведениях. Найти такие курсы можно в большинстве областных центрах. В Москве обычно указывают следующие заведения:

  1. Научно-методический центр медиации и права. Прохождение базового уровня подготовки в течение 256 часов (очная форма) обойдётся слушателю в 45 тыс. рублей.
  2. Институт развития дополнительного профессионального образования. Базовый курс подготовки на кафедре «Медиации и права» ИРДПО обойдётся слушателю в 30 тыс. рублей. Длительность программы — 120 часов.
  3. Центр медиации и альтернативного разрешения споров в правовой практике при МГЮА. Стоимость расширенного курса, включающего программу подготовки тренеров-преподавателей (264 часа), составляет около 60 тыс. рублей.
  4. Профессиональная психотерапевтическая лига. Курсы медиаторов в Москве на базе ППЛ ограничены начальным уровнем подготовки кадров. Базовый уровень подготовки (120 часов) обойдётся слушателям в 17–20 тыс. рублей.
  5. Академия дополнительного профессионального образования. В зависимости от количества учебного времени (74–286 часов), стоимость курса варьируется в диапазоне от 21,5 до 28,5 тыс. рублей.

Курс обучения состоит из теоретической и практической частей. По окончании курса профессиональный медиатор может работать в составе специализированной организации, которые могут объединяться в ассоциации и другие объединения. Медиаторы могут работать самостоятельно. Специализированные организации и медиаторы могут объединяться в СРО для разработки единых стандартов и правил медиации.

Несмотря на малую востребованность, медиация имеет свои перспективы и со временем может стать альтернативой судебному разбирательству. Не исключено, что медиация на законодательном уровне по отдельным спорам может быть установлена в качестве обязательной досудебной стадии. В любом случае получение дополнительного образования медиатора не помешает людям с профессией, связанной с общением.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/yuridicheskaya-karera/kak-stat-mediatorom.html

���������� ���������� ������������������ �� ������ ���������� �������� �� ������

Как стать медиатором

�� ���������� �������������� ���������������� �� �������� ���������������� �� ���������� ������ ������������������������������ ���������� ����, ������������������������ ���� ���������������������������������� ���������������������������� ����������������.

������ ������ ���������������� ������������������������ ������������ ������ ������������ ������������������ – ����������������.

�� ������, ������ ������ ���������������������� �� ���������� ������������, ������������������������ ������������������������ ������������ ���������� �������������������� ���������������� �������������� �� �������������������� ���������������� ��������������.

���������������� ��������������������������, �� ������ �������������������������� ����������������?

���������������� ��������������: �������������� ���������������� ���������� ������������ ����������������, ������ �������� ���� ���������������� ���������������������������� �������� �� ������������ �� �� 1990-2000-�� �������� ���� �������������� �������� ���������� ������������ �� ������. ������������ ������ ������������������ ����������������������: ���� ���������� �������������������� ���� 30-35 ������ �� ��������. �� ������ ���������������� �� �� ���������������� ��������������, �� �� ���������������������� ������������������������ ������ ���� ������������ �� �������� ��������. ���������� ��������, �������� ������������, ������ ������ ���� �������������������������� ���������������������������� – ���� �������������������� ��������������������. ���������� ������������ �� ������������ ���������� ���������������������������� ������������.

�������������������� �������������������������������� ������ ���������� ������������������������ ���������������� ������������������������ �� �������������������� ����������.

�� ��������������, ���������� �� ���������������������� �� 2003 �������� ���������������������� ������������������ ���������� ���� ���������������� ���������������������� ����������.

�� ���������� �� ����������������, ���������������� �� 2010-��, �������� ������������������ ���� �������������������� ��������.

������ �������������� �������� ���������� �� �������������������� ���������������� ��������������?

���������������� ��������������: ���������� �� ���������������� – �������������� �� �������������������� ��������������������������������. �������������� �������� ��������������������, ������ ���������������� ���������������������������� ������������������ ���������������������� ���������������������������� ������������.

���������������� – ���������������������� ��������, ������������������, �������������������� – ������������������������ �������������������� ������������, �������������� �� ������������ ���� ������ ���������������� �� ��������������, ������ ���������� �������������� �������������������� ���������������� �������������������� ���������� ��������. �� �������� ���������� ������������ �������������� �������������� �� ������������ ���������� ���� ������������, ���� ���������������� ���������������� ���������� ������������ �� ���������������������������� ����������������. �� �������� ������������, �� �������������� ���� ������������������ ���������������������������� ����������, ������ �������� ������ ������������ �������������������� ������������������ ������������������ ���������������� ������������������.

“�������������������� ������������” ������ ������������ ���� ���������� ���������������� �� ����������. �� ���������� ������������ �������� ������������ �������������� �������������������� ���������������������� ��������?

���������������� ��������������: ���������������� ������������������ ������������������������ ���������������������� ���� �������� ������������ – �� �������������������������� �� ����������������, ���������������� �� ������������������������, ������������������ �� ������������������������, �������������������������� �� ��������������������.

����������������, ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� ������������������ ���� �������������������� ���������������������������������� ���������� �� ������������ ���� ������������������.

���������������� ������������: ������������, �������������� ����������������������, �������������� ����������������, �� ��������������-������������������������ ���������������� ���� ����������. ������������������ ���� �� �������������������� �������� �������������� �� ���������������� �� ������������������ ������������������������ ���� ����������������.

������ ��������������������, �������������� �� �������� ��������������. ������������ �� �������� �������� �������� ������������ ���������������� ����������������.

���������������������� ���������������� ������������������ �� ���������� ������������������������������. ������ ������������. �������� �������� ������������ �� �������������� �� ���������������� ���������������� ��������������. �������������� ��������.

�� �������������������� ����������������: ������ �������� �������������� ������������������, ���� ������������������������ �������������� ������������������ ��������������������.

�������� ���������������� ������������������ ���������������� ������������, ���������������� ������������������ �� ������������������������ ��������������. �� �������������� �������� �������������� �������� ���� �������������������� �� ����������������������������.

�� ���������� ������������ �� �������������� – �������� ���������������� ���������������������� ����������.

�� ������������������, ����������������, ���������������� ������������ ������������������������ ������������ �� �������������� ����������������?

���������������� ��������������: ������������ ������������������������������ �������������������� ���������������� �� ��������������, ������ ���������� �������������� ���� ���������������� (��������, �������� ������ ���������������������� ��������), ������ ���������������� ���� �������� ����������������������.

���������� ������ �� �������� ���������� – ���������������� �������� ������������������������ ������ ��������������������: ������������������ ������������������ ���������� ��������������������������, ����������������������, ������������������������, ���������� ������������������������ ������������������������������ ����������������������, ������������������������, ���������� �������������������� �� ���������������� ����������������������, ������ �������������������������������� ��������������.���������� ������ ���������� ���� ���������������� ��������������������, ���������� ������������������������������ ���������� ������������������, ���� ����������������������������, ������������������ �������� �� ������ ���� �������������� ������������ ����������������������. ���� ������������������ �������������������� ���������� ���������������������������� ����������������, ���������������� �������������������������������� ����������.

������������, �������������� ���������������� ������ �� �������� �������������������� ������������������, ���� �������������������� �� ���������������������� ���������� ������������

���������������� �������������������������� ���������������� ������������������������ �������������� ������������������������ ����������������, �������������� �������������������� �������������������������� �� ������������������������������ ��������������, �� ���������� ���� ���������������� ���������� ���� ���������������������� ������������. ������������������ ������������������ �� �������������������������������� ������������������ ������������ ������������������ ������������������ ������������������ �� ������������������, ���������� ������������������������������ ���������� ������������������ ��������������������-���������������� ������������ �� ����������������. ���� �������� ���������������� ������������ ������������������, �� ���������������� ������������������ ������������������������ ��������������������, �������� �������� ���� ������������ ������������������ – ������������.

���������� ���������� ���������������� ������������ �� ���������������� ����������������������������, ���� ������������������������������ ������������ �������� ���������� ������������ ������������������.

������������, �������������������� ���������������������������� �� �������������������� �������������������� ���������� ���� �������������������� �� ������, �� ������������������ �������������� (����������������������) ��������������������.

�� �������������������� – ���������������� ��������������, ������ �� ������������������������������ ����������. �� �������� ���� �������������������������� ������������������������������������.

���������� ���������������� �������� ���� ������������ �������������������� �� ������������������. �� ���������������� ���������� ���� ��������������: ������������, �������������� ���������������� ������ �� �������� �������������������� ������������������, ���� �������������������� �� ���������������������� ���������� ������������.

�� ������ �������� ������������ ���������������� �� ���������������������������������� ���������������������������� ����������������, ������������������������ �� ���������������������� ������������ ��� 197-����.?

���������������� ��������������: ���������� ������������ ������ �������������� �������������� ���������������� �� �������������������������������� �� ������������������ ����������������������.

���������������� ���������� ���������������� ������������������������������ �������������������� ���������� – ���������������� ����������������������, ������ ���������� ���������� ���������� �� ����������������.

������������ ������������: ���������������������� �������������������� ������������ ���������� ���������������� �� ������������������, �� ������ ���������� ������������ ������������������������������ ������������������. �� �������� �������������������� ������ �������������������� ������������������ ���������� ������������������ ���� ���������� ������������ ������������������������������ ���� ��������.

�������������� ������������������ �� ���������������������������� ����������.

������������ ��������������, ������������������������ �� ������, ������������ ������������������ �� ���������������� ������������������ ����������������, ����������������������������, ������ ���������������������������� ���������������������� ����������������, ������������������������ ���� �������������������� ������������, �������� �������������� ��������.

���� �������� �������� �������������� ������������ ��������, ���� ������������ ���� ��������. �������� �������������� ���� ������������������ �������������� �� ��������������������, ���������������� �� ���������������� ����������, �������������� ���������� �� �������������������������������� ������������������������ ��������.

���������� ������������������ ���������������������� ���������� ������������������ �������� �� �������������������� ������������. �� ���������� ���� �������� �������������������� ������������������ ���������������������������� ������������������, �������������� ���������������������������� ������������������������.

���������������� ��������������������������, ������ ���������� ���������� �������������������� �� ������ ���������� ��������?

���������������� ��������������: ������������ ������������ �������������������� ���� �������������� �������������� ���������������������� �� �������������������� ���������������� ��������������������.

������������ ������������ �� ���������������������� �������� ���� 67. ���������� ������ ������������ ������������������ �� �������������������� ������������������, ������������, ��������������.

�������������������� ���������� �������� ���������� ������������������ �������������������� ������������������, �������������� ������������ ����������������������, �� ���������������� ���� ������������ 18 ������.

�� �� 25 ������ ���������� ���������� �������������������������������� ��������������������, ���� �������� ���������������� ���� ����������, ���������������������� �� ��������.

�������������� ���� ������������ ���������� �� �������������� �������������������� – ������ ������������ ���������������� ���������������� �� ������������������������ ����������, �������������� ���������� �������������� �������� ������������������.

�������������� ���� �������������� �������������� �������������������� ���� ������������������ ���������������������������� �� ������������������������ ��������������������������������, ������������������������������ ���������������� ������������������.

����������������������

�������������� ������������, ������������ ������ “���������������� ������������������������������ ���������������������������������� ���������������������� “���������������������� ����������������”:

– �������������������� �������������������� ���������������� �� ������������ ���������� �������� ������������������������ ������������������.

���� ������-�������� ������������������ ������������������ ���������������� – ���� ������������ �������� ���� �������������������������������� ������������.

�������������� �������������������������� �������������� �������������������� ������������������������������ ������������������������������, ������ ���������������� ���������� ���������� ���� �������������� ���������������������� ����������������.

�� �� �������� �������������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������� ����������, ���������� �������������������� �� ���������������������������� ������������ ���� ������������������������������������ ������������������������ ����������������������.

Источник: https://rg.ru/2019/11/07/reg-dfo/zachem-nuzhny-mediatory-i-gde-etomu-uchat-v-dfo.html

Решить конфликт на равных: как подросток может стать медиатором

Как стать медиатором

МЕДИАТОР И ПСИХОЛОГ: В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ

— Чем занимается медиатор?

— По сути медиатор — это беспристрастный и нейтральный посредник, помогающий уладить конфликт между двумя и более сторонами. Его цель — организовать переговоры так, чтобы люди пришли к взаимовыгодному решению.

Медиатор хочет, чтобы они поняли друг друга и приняли на себя ответственность за произошедшее. Плюс вместе выработали план по устранению конфликта и налаживанию взаимоотношений между собой.

Часто люди не могут поговорить самостоятельно, потому что их охватывают эмоции, они не доверяют друг другу, проявляют агрессию.

— Медиация и психологическое консультирование — это одно и то же?

— Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений, как участники спора решат конкретные вопросы. Психолог же нацелен на то, чтобы люди лучше осознали свое поведение. Медиатор делает свое дело, исключая эмоции. Психолог учитывает, что чувствуют люди — участники спора или конфликта. Еще медиатор сосредоточен на том, как люди хотят видеть свое будущее.

Психолог чаще всего исследует прошлое, подробно выясняет закономерности поведения человека. Медиатор контролирует процесс, но не стремится влиять на участников или результат. Психолог может повлиять на стороны в принятии решений. Медиатор организует переговоры между сторонами лицом к лицу и сам присутствует при этом.

Психологу не обязательно видеть обе стороны одновременно. Медиация требует от обеих сторон добровольной готовности к переговорам. Психологи могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого. И наконец, медиация имеет временные рамки — одна или несколько встреч.

Консультирование требует долгого времени, все зависит от потребностей клиента и от его прогресса в процессе.

— Кто может стать медиатором?

— Медиатором можно стать на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором на профессиональной основе может быть человек от 25 лет, он имеет высшее образование и получил дополнительное профобразование по медиации.

На непрофессиональной основе могут работать совершеннолетние лица (дееспособные и не имеющие судимости). На вопрос, кто лучший медиатор — юрист, психолог, учитель, социальный работник или медицинский работник, — однозначного ответа нет. Основное образование может как помогать, так и мешать в работе медиатора.

Иногда бывает сложным удержать нейтральную позицию и не навязать сторонам свою точку зрения как эксперта.

В МЕДИАТОРЫ ПОЙДУ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

— Подростки могут стать медиаторами?

— Как показывает опыт, подростки могут быть медиаторами. Хотя, безусловно, не всякий конфликт может разрешаться детьми. Иногда лучше участие взрослого медиатора в проведении процедуры.

Привлечение подростков имеет свои преимущества: например, к ним обращаются за помощью в разрешении конфликтов, о которых по каким-то причинам не желают рассказывать взрослым. Подростки имеют преимущества над опытными специалистами при решении конфликтов среди сверстников в силу своего возраста.

Когда подростки помогают решить конфликты между своими сверстниками, уменьшается риск возникновения недоразумений между поколениями. Всегда существует проблема того, что старшие будут навязывать свое мнение младшим, в том числе и способы решения проблемных ситуаций.

В свою очередь, подростки-медиаторы постоянно общаются со своими ровесниками и знают, что может стать причиной конфликта, который переживают стороны. Атмосфера доверия и взаимного понимания между сверстниками устанавливается намного быстрее, нежели между людьми разного возраста.

Подростки работают по принципу «равный — равному», который очень эффективен и настраивает стороны конфликта на позитивное восприятие ситуации и серьезный подход к ее решению. Конечно, подростки-медиаторы должны пройти обучение, где они получат знания не только о процедуре медиации и ее принципах, но и отработают навыки по проведению программ примирения в режиме тренинга.

— Где молодые ребята могут пройти такое обучение в Москве?

— В городе работает проект «Школа юного медиатора» в семейном центре «САО». Подростки получают базовые знания и навыки по предупреждению и урегулированию возможных конфликтов. Это полноценный профориентационный проект, где ребята и учатся, и проходят практику. На мой взгляд, это очень интересный и важный проект для наших ребят.

— Как медиация помогает подростку взрослеть?

— Процесс медиации позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и от других негативных переживаний. К тому же ребенок учится на чужом примере и не повторяет подобное в будущем.

Также медиация учит разбираться в себе, своих отношениях с родителями и друзьями, а также навыкам конструктивного взаимодействия с людьми. Подросток расширяет свою осознанность: он начинает видеть, как легко выйти из ситуаций, которые ранее казались сложными и неразрешимыми.

Все это — навыки взрослого человека, в совокупности они помогают ребятам взрослеть и брать ответственность за свои поступки и действия.

— Посоветуйте ребятам, интересующимся профессией медиатора, с чего им начать?

— Прежде всего изучите литературу, посвященную медиации. В интернете довольно много информации. Также стоит поинтересоваться, есть ли в вашем районе или округе курсы по медиации. Если да, пройдите базовый курс.

После обучения постарайтесь получить реальный опыт урегулирования конфликтов. Например, проведите небольшую медиацию между родителями, между соседями или друзьями.

Не бойтесь предлагать свою помощь, учитесь на собственном опыте.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/67138073/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.