Участие в митингах демонстрациях

Содержание

Правила поведения на митинге и манифестации

Участие в митингах демонстрациях

Митинги являются одной из форм проявления гражданской позиции определенного количества людей. Нередко такие собрания сопряжены с возникновением определенных опасностей для его участников.

Чтобы избежать неприятностей при таких массовых мероприятиях, советуем прочитать эту статью, где вы сможете найти четкие рекомендации касательно правил поведения и безопасности в толпе.

Основные правила поведения на митинге и манифестации

Чтобы ваше участие в массовой акции прошло без происшествий, советуем заблаговременно подготовиться к ней:

  1. Выясните заранее, согласована ли акция с властями (поскольку несанкционированные митинги часто бывают опасны), уточните время начала и окончания, а также организаторов.
  2. Выберите не маркую, комфортную и не слишком просторную одежду, а также удобную обувь. Откажитесь от шарфов или косынок, вообще от чего-то обвивающего шею. Поинтересуйтесь прогнозом погоды, ведь все манифестации проходят на открытом воздухе. В ходе митинга держите верхнюю одежду застегнутой хотя бы на 2/3, а лучше всего – полностью. Следите, чтобы ничего из одежды или аксессуаров на Вас не болталось.
  3. Приготовьте с собой полностью заряженный мобильный телефон, паспорт, небольшую сумму денег и крайне необходимые вам лекарства (если вы пользуетесь таковыми, например, инсулин). Можно также взять влажные салфетки и небольшую бутылку воды. Все эти предметы следует уложить в небольшую плоскую сумочку, которую можно разместить на плече под верхней одеждой.
  4. Поешьте и попейте до начала манифестации.
  5. Предупредите близких, куда вы направляетесь. Включите устройство геолокации на Вашем смартфоне. Настройте аккаунты в социальных сетях так, чтобы можно было публиковать сообщения посредством смс.
  6. Проверьте сумму на балансе мобильного телефона.

Во время непосредственного участия в митинге специалисты советуют придерживаться следующих правил:

  1. Следить за поведением участников акции, остерегаясь агрессивно настроенных людей и не реагировать на призывы к противоправным действиям или к движению толпы в незапланированном направлении.
  2. Держаться подальше от различных ограждений (заборов, стен, решеток), а также от людей с флагами или плакатами.
  3. Обращать внимание на поведение и перемещение работников полиции, чтобы понять, что будет происходить дальше. В случае непредвиденной ситуации не оказывать сопротивление полицейским.
  4. За 15 минут до официального окончания акции начинать смещаться к краю толпы.
  5. Не появляться в местах проведения массовых акций с маленькими детьми, которые наиболее подвержены воздействию опасных факторов давки в толпе.

Во время участия в манифестациях граждане обязаны:

  1. Соблюдать и поддерживать общественный порядок.
  2. Уважительно относится к другим участникам акции, обслуживающему персоналу и должностным лицам, ответственным за проведения массового мероприятия и поддержание общественного порядка, выполнять их законные требования.
  3. Не допускать действий, могущих привести к возникновению экстремальных ситуаций.
  4. Бережно относиться к оборудованию объекта проведения и сооружениям.
  5. Не оставлять несовершеннолетних детей без присмотра.
  6. Парковать личный автотранспорт в специально отведенных местах.

Рисунок 1. Участие в массовых мероприятиях требует строгого соблюдения определенных правил поведения

В случае эвакуации действовать согласно указаниям сотрудников органов внутренних дел, соблюдать спокойствие и не создавать паники (рисунок 1).

Понятие митинга

Законодательство поясняет митинг как массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом для обсуждения или публичного выражения своей гражданской позиции, касаемо деятельности (бездействия) лиц или организаций, событий общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, которые затрагивают их интересы.

Законодательно разрешенные манифестации

Конституционное право граждан РФ на мирные собрания, проведение митингов и демонстраций регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно этому законодательному акту организатор публичного мероприятия должен подать уведомление о проведении в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного управления не раньше 15 и не позже 10 дней до даты планируемого события.

Проведение собрания или пикетирования одним участником не требует подачи соответствующего уведомления в уполномоченную организацию. Обращаем Ваше внимание на то, что для проведения массовых акций достаточно только уведомления, принятие отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления не требуется (рисунок 2).

Источник: https://nowifi.ru/katastrofy/opasnye-situacii/227-pravila-povedeniya-na-mitinge-i-manifestacii.html

Запреты митингов, штрафы и блокировки. 8 законов, принятых Госдумой за один день под Новый год

Участие в митингах демонстрациях

Госдума приняла в третьем и окончательном чтении закон о запрете распространения персональных данных граждан без их специального согласия. В законе прописана процедура обязательного согласия на обработку персональных данных россиян любым оператором данных. Документ запрещает получение согласия на обработку персональных данных по умолчанию и при бездействии их владельца.

Владелец данных также имеет право в любой момент отозвать свое согласие, после чего оператор будет обязан приостановить их использование.

Кроме того, ко второму чтению законопроекта понятие «общедоступные персональные данные» заменили формулировкой «разрешенные для распространения данные».

Госдума в третьем чтении приняла закон о признании физлиц и незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из-за рубежа, иноагентами за политическую деятельность в России.

Под «политической деятельностью» подразумевается организация и участие в митингах и шествиях, а также участие в выборах, деятельности политических партий и формирование общественно-политических взглядов и убеждений (в том числе с помощью опросов и исследований).

Включенные в реестр объединения должны будут каждый квартал информировать Минюст об объеме и целях получаемого зарубежного финансирования и расходовании этих средств.

Статус иноагента также может быть присвоен иностранным журналистам с аккредитацией в России. СМИ должны будут маркировать материалы физлиц и организаций с таким статусом.

При этом членам НКО-иноагентов разрешается входить в состав общественных советов в федеральных органах власти.

Ранее директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский в разговоре с The Insider отметил, что «политическая деятельность» де-факто включает в себя любую публичную оценку деятельности любых органов государственной власти. Поэтому стать иностранным агентом в России может каждый.

Госдума в третьем чтении приняла закон о госрегулировании розничных цен на социально значимые продукты. Пока не понятно, как сильно для этого они должны подорожать.

Сейчас возможно регулирование цен на говядину, свинину, баранину, куру, рыбу, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, муку, хлеб, рис, пшено, гречку, вермишель, картофель, капусту, лук, морковь и яблоки.

В пресс-службе нижней палаты парламента сообщили, что закон позволит правительству устанавливать предельные розничные цены на эти продукты на срок не более 90 календарных дней на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Ранее главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин объяснил The Insider, что какие бы меры для сдерживания роста цен ни приняли власти, заплатить за них придется конечному потребителю этих товаров.

Госдума ввела запрет на митинги и пикеты около зданий экстренных служб. Публичные акции теперь также можно переносить из-за угрозы ЧС или терроризма.

Изменения вносятся в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Суд сможет признать митингом несколько одиночных пикетов, объединенных общим замыслом, и массовое одновременное пребывание или передвижение граждан в общественных местах, призванное выражать или формировать мнения и выдвигать требования.

https://www.youtube.com/watch?v=iTMJcGWEpzA

Ранее директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев рассказал The Insider, что в рамках существующей репрессивной машины это решение совершенно логичное и давно ожидаемое. По его словам, система все больше и больше защищает себя от возможного диалога с обществом.

Принят закон о запрете финансировать публичные мероприятия – митинги и демонстрации в России – из иностранных источников, а также анонимно и иноагентами.

Изменения вносятся в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В частности, запрещено получать средства на публичные мероприятия от иностранных государств и организаций, международных организаций и движений, неграждан РФ, НКО, выполняющих функции иноагента, граждан РФ младше 16 лет и «анонимных жертвователей».

Установлен также порядок участия СМИ в публичных мероприятиях: журналист не может принимать участие в митинге. На публичном мероприятии он обязан использовать «знак» представителя СМИ, его вид и описание будет разрабатывать Роскомнадзор по согласованию с МВД, Росгвардией и ФСО.

Роскомнадзор получил право блокировать интернет-ресурсы, если они допускают цензуру против российских СМИ. Авторы законопроекта заявили, что цензуре со стороны , и подверглись RT, «РИА Новости» и «Крым 24».

Роскомнадзор сможет полностью или частично блокировать ресурсы, которые «ограничивают значимую информацию» на территории России по признакам национальности, языка, происхождения или другим. Также блокировать соцсети и сайты власти смогут за дискриминацию российских СМИ.

Ранее управляющий партнер Digital Rights Center и сооснователь “РосКомСвободы” Саркис Дарбинян рассказал The Insider, что это некая попытка показать американским компаниям, кто главный в российском сегменте интернета, однако проект, который призван бороться с цензурой, по факту введет еще больше цензуры в российском сегменте интернета, еще больше неразберихи, заблокированных сайтов, и в итоге еще больше ограничений российских пользователей в части права на свободу доступа, получение и распространение информации.

Банкам теперь запрещено отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без объяснения причин. Причем это касается как граждан, так и бизнеса. Отказ от обслуживания становится возможен лишь при обоснованном подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма.

Сейчас получить отказ или даже столкнуться с закрытием счета можно, например, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента. То же может произойти, если кредитная организация сочтет ту или иную операцию подозрительной. При этом банки не обязаны объяснять, чем мотивировано решение.

Ранее директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков рассказал The insider, что сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. По его словам, то, что банки обязывают объяснять причины блокировки, – хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действия.

Принят закон о крупных штрафах для , , Instagram и за неудаление запрещенной информации с призывами к экстремизму, пропагандой наркотиков или детской порнографией.

Если правонарушение совершено повторно, штраф для граждан возрастет и составит от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц – от 500 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц – от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки. При этом штраф не может составить менее 4 млн рублей.

За неудаление информации штрафы для граждан составят от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц – от 400 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц – от 3 млн до 8 млн рублей.

За повторный отказ удалить такой контент гражданам грозит санкция в размере от 200 тысяч до 500 тысяч, для должностных лиц – от 800 тысяч до 1 миллиона рублей, для юрлиц – от 1/10 до 1/5 совокупного размера суммы выручки, минимальную планку штрафа предлагается установить в 8 млн рублей.

подпишитесь на регулярные пожертвования

О проектеПолитика конфиденциальности

2020 The Insider

Сделано в Charmer

Источник: https://theins.ru/news/237979

Законны ли протесты с юридической точки зрения: законность митингов, шествий, пикетов

Участие в митингах демонстрациях

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать».

Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику.

Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации.

С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме.

Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия.

Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов.

Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное ание, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях.

Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст.

2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе.

Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес.

Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/yurist-razbiraet-protesty-s-tochki-zreniya-zakona-chto-razresheno-i-chto-zapreshheno

Правила проведения митингов в России

Участие в митингах демонстрациях

Добрый день, вот мы и добрались до России и правилах проведения митингов на территории нашей родины! Материала много, поэтому придется делить на несколько статей, поехали:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В 1993г. была принята Конституция РФ, гарантирующая каждому человеку право собираться свободно, мирно и без оружия и без разрешения органов власти. До 2004г.

это право реализовывалось на основании прямого применения статьи 31 Конституции РФ, которая гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

19 июня 2004г.

был принят Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях и митингах), которым определено, что законодательство о публичных мероприятиях включает в себя, помимо данного закона, также и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые вправе издавать (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ) Президент России, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 13 мая 2014г.

№14-П отметил, что государство вправе и обязано осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам, их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти.

По мнению Конституционного Суда РФ, правомерное осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует выработки чётких, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина правил их организации и проведения.

При этом – как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности – необходимо учитывать, что в силу Конституции РФ, подразумевающей свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы его проведения является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.

Согласно статье 2 Закона о собраниях и митингах публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Статья 2 Закона о собраниях и митингах предусматривает пять видов публичных акций: 1) собрание; 2) митинг; 3) демонстрация; 4) шествие; 5) пикетирование. Также возможны различные сочетания указанных форм публичных акций.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В 2016г. к публичным мероприятиям, предусмотренным Законом о собраниях и митингах, была приравнена встреча депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями, проводимая на открытом пространстве в целях информирования избирателей о своей деятельности.

Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Законом о собраниях и митингах предусмотрено уведомление о проведении публичного мероприятия (статья 7 Закона), которым органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом о собраниях и митингах, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Не нужно подавать уведомление о проведении публичного мероприятия в форме собрания, а также пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, а также в тех случаях, когда эта конструкция создаёт препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, должно подаваться соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия.

Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Действие Закона о собраниях и митингах не распространяется на культурно-зрелищные мероприятия, гуляния, народные сходы, собрания жителей домов в рамках жилищного законодательства, а также на общественные обсуждения, которые также можно проводить на улице, на открытом пространстве.

Проведение общественных обсуждений регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и не подпадает под действие Закона о собраниях и митингах.

Прогулки, имеющие некую тематику, стали в последнее время достаточно популярными. Они могут возникать стихийно или иметь организованный характер. Например Алексей Навальный и Борис Акунин собирали на тематические прогулки по несколько тысяч человек. Прогуливаясь, участники данных мероприятий обсуждали некую общественно-значимую проблематику, выражая своё мнение по данной теме.

Данные виды публичных акций не подпадают под действие Закона о собраниях и митингах и, соответственно, к административной ответственности за участие в массовой прогулке граждане не могут быть привлечены.

Это важно

Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постановление от 14 февраля 2013г. №4-П, определения от 2 апреля 2009г. №484-О-П и от 1 июня 2010г. №705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения.

Причём такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать своё конституционное право на свободу мирных собраний.

В постановлении от 14 февраля 2013г.

№4-П Конституционный Суд РФ также отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести своё мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.

Обеспечение применения части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с учётом правовых позиций Конституционного Суда РФ связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств каждого конкретного дела, что относится к полномочиям судов общей юрисдикции, а потому возникающие случаи отступления от смысла данных законоположений, выявленного Конституционным Судом РФ, подлежат устранению в рамках системы судов общей юрисдикции.

Продолжение следует…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc2e4e0e6cb9b00ac259c9e/pravila-provedeniia-mitingov-v-rossii-5e4e5101bb4a6d368b8dc88a

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ

Участие в митингах демонстрациях

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
“О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 11 октября 2018 г., 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль

19 июня 2004 года

N 54-ФЗ

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ.

Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 22 июня 2004 г. N 111, в “Российской газете” от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 541-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12135831/

Несанкционированный митинг: состав преступления, административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ

Участие в митингах демонстрациях

В России предусмотрена административная ответственность за несанкционированные митинги: как за проведение такого мероприятия, так и за участие в нем. Базовая отличительная черта несанкционированного митинга от санкционированного состоит в том, что они проводятся без прохождения процедуры согласования и получения разрешения со стороны представителей органов власти.

Несанкционированный митинг: отличительные черты

Право на проведение и участие в митингах гарантируется всем россиянам Конституцией (ст. 31). Под митингами понимается массовый сбор людей в определенном месте в целях выражения своей позиции по важным проблемам.

В России возможность проведения и участия в митингах ограничивается ФЗ-54 от 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, указанный правовой акт регламентирует порядок организации митингов, состав его участников, правила предоставления места, основания для прекращения и приостановления митинга и иные вопросы.

Данный ФЗ ввел запрет на незапланированный сбор людей на митинг. Согласно нормам, которые в нем содержатся, организаторы митинга должны предварительно подать заявку на проведение митинга в субъект, на территории которого будет проводиться митинг.

После того как сам митинг был согласован, необходимо пройти согласование места проведения массового собрания. В местах, где проведение митинга может нарушить работу транспортной сети, инфраструктурных объектов, примыкающих к зданиям власти, проведение митингов запрещается.

Если указанные аспекты были согласованы с властями, то такой митинг считается санкционированным. В противном случае мероприятие является несанкционированным и грозит привлечением организаторов и участников митинга к административной ответственности. В исключительных ситуациях организаторы могут понести и уголовное наказание.

Субъектом данного правонарушения является организатор или участник несанкционированного митинга или иного публичного мероприятия. К обязанностям участников митинга относится:

  • исполнение законных требований организаторов мероприятий, представителей властных структур  и органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
  • соблюдение общественного порядка, правил безопасности дорожного движения.

Они не вправе скрывать свое лицо, иметь при себе оружие, алкогольную продукцию, пиво и напитки на его основе, находиться на митинге в состоянии алкогольного опьянения.

Под организацией публичного мероприятия понимаются действия по оповещению участников о месте и времени его проведения, согласование акции с соответствующим органом исполнительной власти, изготовление средств наглядной агитации, прочие действия, которые не противоречат правовым нормам РФ.

Объектом, на который направлено преступление, является общественный порядок и безопасность. Объективная сторона преступления состоит в действиях или бездействии, которые выражаются в нарушении установленных законодательством норм. Субъективная сторона преступления состоит в наличии вины.

В качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, которые ужесточают наказание за него, выступают:

  • создание помех пешеходному и автотранспортному движению;
  • превышение норм заполняемости территории;
  • причинение вреда здоровью или имуществу;
  • организация либо проведение митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, активное участие в таких публичных мероприятиях.

Ответственность за несанкционированные митинги

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Данная статья предусматривает разные меры наказания в зависимости от совершенного противоправного деяния, а также для разных категорий нарушителей: граждан, должностных и юридических лиц.

В зависимости от тяжести совершенного нарушения им может грозить штраф, обязательные работы или арест.

Субъектом правонарушения в качестве организатора могут быть граждане в возрасте от 18 лет при организации шествия, пикетирования или демонстрации или лица от 16 лет при организации митингов и собраний.

 Также организаторами могут являться политические партии и их региональные подразделения, а также общественные организации и объединения. Ответственность для организаторов митингов наступает по нормам ст. 20.

1-20.4.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/miting.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.